Анастасия Федотова
Руководитель ШВМ "ИСКРА"
«А какой бы я была вожатой?», – задалась когда-то вопросом будущий старший вожатый лагеря «Нечайка», Анастасия Федотова. Сейчас за её плечами 33 смены, разные должности от режиссёра до smm-специалиста, а также твёрдое убеждение: лагерь — это про уважение, творчество и аллею славы, которая должна перевесить любых «монстров». В интервью Настя делится принципами работы, вспоминает забавные случаи и даёт практические советы тем, кто хочет попробовать себя в роли вожатого.
– Расскажи, ездила ли ты в лагерь в детстве?
Я дважды была ребёнком в лагере, и именно тогда узнала, что такое вожатское «хорошо» и вожатское «плохо». Так, на одной из смен у меня случилось неприятное событие в личной жизни. И вожатый (даже не моего отряда) помог мне с этим справиться. Он приходил, разговаривал со мной – очень тактично, как со взрослой личностью, которая осознаёт всю важность происходящего.
Во второй раз, к сожалению, всё было иначе: вожатому было всё равно, и это отношение транслировалось нам изо дня в день. Он вёл себя непрофессионально, переходил на личности. Мы написали заявление на отказ, но администрация лагеря встала на сторону вожатого и обвинила нас, детей, в неуважении. В общем нам всем было очень страшно, и до конца смены мы жили в этой атмосфере.

И почему же тогда ты решила стать вожатой?
– Когда ты видишь, как может быть хорошо и как может быть плохо, у тебя действительно появляется интерес. Вроде: «Хм, а какой бы Я был вожатый?». У меня, наверное, так и случилось. К тому же мне всегда было интересно работать с людьми и пробовать что-то новое. Какой вообще человек не хочет, чтобы на него смотрели ребячьи глаза, которые видят в нём героя? Это момент, когда ты понимаешь, что можешь что-то дать прикольное, полезное и интересное, вдохновить других людей на хорошие поступки. А когда ты видишь, как взрослеют и добиваются своих целей дети, которые приезжали к вам в лагерь – отдельное восхищение. Особенно, когда ты понимаешь, что лагерь повлиял на их жизнь.
– Как начался твой вожатский путь?
– Изначально я вступила в студенческий педагогический отряд. Но проблема людей, которые родились после сентября, в том, что они один год работы летом полностью пропускают. И я как раз этот проблемный человек. 17-летнюю меня работать летом не взяли, поэтому сразу после дня рождения я поехала на осеннюю смену в «Нечайку». Так и начался мой путь!
– Какие эмоции у тебя остались после 1 смены?
– Будь я своим старшим вожатым на первой смене, то я бы себя работать больше не взяла. (смеётся) Ну, либо провела бы «воспитательную» беседу. Мне тогда всё было в новинку, только-только исполнилось 18 лет. Несмотря на это я чувствовала себя взрослой, была в восторге от всего, что происходило вокруг. У меня был коннект с детьми, но я часто выпадала из него. Это была история 50 на 50: вроде и клёво, а вроде и есть зоны роста.
– Кем ты ещё успела поработать в детском лагере?
– Во время туров выходного дня я впервые попробовала себя организатором. И поняла, что у меня это получается! Тогда в 2018 году лагерь «Нечайка» был ещё совсем молодым, и в нём не до конца было выстроено чёткое разделение ролей. Поэтому сначала я работала организатором, помощником старшего вожатого и, конечно, старшим вожатым. Также я занимала должности от администратора, режиссёра и SMM-щика. Мне даже награду дали – универсал года, когда за одно лето я отработала в четырех разных ролях!

– В чём заключается работа старшего вожатого?
– Коротко: это человек, чья ответственность равна ответственности обычного вожатого, умноженной на количество отрядов. Плюс ещё один — ведь он вожатый вожатых. Конечно, ты ценишь детей, но старший вожатый так же относится и к вожатым. Каждую неудачу, победу, решённый конфликт или сложность он воспринимает как свою: либо гордится, либо ищет, как помочь. Для меня старший вожатый — это прежде всего про это.
А если не забывать, что 50% его работы — документы (до, во время и после смены), то формула проста: документы (их заполнение) + любовь ко всем, кто работает в лагере, ко всему педсоставу + желание искать новые подходы и учиться.
– Какие плюсы и минусы этой работы ты видишь?
– Первый плюс — это работа с людьми, второй — это неповторимые ситуации. Будучи старшим вожатым, ты никогда не знаешь, что случится на смене. Даже на 15-й или 30-й смене я не заезжаю с мыслью: «Меня уже ничем не удивить».
Я всегда говорю: как только мы научимся вытаскивать детей из-под кроватей, они начнут лежать на потолке. Для меня сложности — это скорее вызов: «А ты сможешь?» И, как правило, сможешь, потому что сам его принял. Не с позиции «всё плохо», а с мыслью: «Давай проверим».

– Чем особенен лагерь «Нечайка»?
– В нашем лагере есть аксиома, которую должен прочувствовать каждый, кто работает в «Нечайке»: «Каждый человек талантлив». Эта аксиома воплощается в миссии лагеря – раскрывать детский потенциал через творчество. Мы убеждены: творчество – основа любой деятельности, ведь именно оно формирует внутренние ценности. Оно может быть как самостоятельной ценностью (как у нас в лагере), так и источником других ценностей. Здесь можно проявить себя, быть принятым и получить поддержку – без школьных «это нельзя», хотя определённые рамки, конечно, существуют.
Именно такое отношение к творчеству и вере в талант каждого привлекает и вожатых, и детей, которые возвращаются смену за сменой. Достаточно ребёнку выйти на сцену – и она «автоматически» его полюбит. Особенно хочется выделить два наших правила:
1. Правило «можно» – мы торжественно разрешаем пробовать: посещать разные мастер-классы, заявлять о своих желаниях, отстаивать мнение.
2. Правило поддержки – мы аплодируем не только ярким выступлениям, но и личным победам. Даже маленький шаг, если он дался трудно, ценнее готовых достижений.
– Что нового внедряете в работу?
– Мы придерживаемся принципов гуманной педагогики, которая рассматривает ребёнка как личность – с его интересами и способностями. Нам важно не только развивать его таланты, но и делать это тактично, с уважением.
Каждый год мы выбираем особую тему. Например, один год был годом рефлексии. Мы внедряли более глубокий анализ во всё: мастерские, мероприятия, отрядные дела. Дети не просто участвовали, а осмысляли: что понравилось, какие эмоции вызвало, как можно применить в жизни. Этот опыт оказался настолько ценным, что стал нашей постоянной практикой. Рефлексия является не только элементом завершения дня, но и включена в каждое событие в разных форматах.
При этом каждая смена у нас уникальна. Даже работая с постоянными партнёрами, мы меняем программу, мастер-классы, наполнение – чтобы и дети, и вожатые, возвращаясь, каждый раз находили что-то новое и вдохновляющее. Это наш принцип новизны.
– Есть ли в лагере особый сленг?
– Мы очень интересные ребята, и поэтому каждую смену полностью перезагружаем нейминг под концепцию. Русско-народная смена? Тогда не корпуса, а усадьбы; не отряды, а дружины; не руководитель – князь. Меняем всё – от столовой до медпункта.
Но есть одно культовое название, которое пережило все смены – «Идейная». Придумал его наш воспитанник (потом советник, потом вожатый). Угадайте, что это? Подсказка: место в лагере... для вдохновения... Да, это уборная! Теперь из года в год (если позволяет концепция смены) у нас говорят: «Иду в Идейную», – и все понимают.

А что насчёт лагерных примет?
– У нас есть одна ключевая примета: если ты нормально готовился к работе весь год, то летом ты будешь больше кайфовать, чем упахиваться. Это хорошая примета. Всем вожатым нужно знать.

Блиц-опрос
Какой предмет нужен вожатому
больше всего?
Книжка сказок. Дети невероятно любят слушать сказки. Просто попробуйте.
На каком возрасте тебе больше всего нравится работать?
Я считаю, что универсальный вожатый – это человек, который готов работать на любом из возрастов. Но, наверное, мне интереснее на среднем возрасте. Там случается микс того, что бывает и у взрослых, и у малышей.
Любимое блюдо в лагерной столовой?
Картофельная запеканка со сметаной.
Лучшая песня на дискотеке
по твоему мнению?
Если бы старший вожатый ходил на дискотеки, и у него было на это время, то я бы всегда заказывала ту, под которую нельзя слэмиться, чтобы избежать травм.
Нечайка в трёх словах — это?
Нечайка — это по любви. Мы не стараемся никому специально прививать любовь к лагерю. Это всегда получается благодаря тому, что мы делаем. И если человек правильно сможет продолжить эту фразу, значит, он точно был у нас.
Какой совет ты могла бы дать другим людям, исходя от своего опыта?
– Я сейчас посчитала, что отработала в «Нечайке» с 2018 года ровно 33 смены. Опираясь на свой опыт, хочу дать два совета:
1. Уважение — обязательно, любовь — нет.
Мы не обязаны любить коллег или детей, но обязаны уважать: их выбор, их детство, доверие родителей. И, конечно, себя.
2. Если кажется, что всё плохо — ищи плюсы.
Не зацикливайся на провале. Спроси: «Что я могу вынести из этого? Как применю в жизни?» Пробуй снова. И главное — не цепляйся за прошлый опыт. Будь открыт новому.
Хочется завершить историей, которую я очень люблю. Её рассказал нам директор лагеря – про две «аллеи», которые есть у каждого человека.
Аллея славы, где находятся те, кто верил в тебя: «У тебя получится!», «Это было круто!», «Давай попробуем иначе». А также аллея монстров, где хранятся те, чьи слова больно засели внутри: «У тебя не получится», «Ты плохо справляешься». Задача педагога — попасть в аллею славы ребёнка. Чтобы даже если в его жизни появятся «монстры», твои слова перевесили их. Да, аллея славы не всегда заполнена… Но если в ней будет хотя бы один взрослый — это уже победа.


Юр. адрес: 614051, г Пермь, ул Шмидта, д 56, кв 85
Эл. адрес: anophoenixperm@gmail.com
Телефон: +7 (908) 270-46-37
авторизуйтесь